Родителям

Дата: 29 марта в 14:42, Обновлено 15 сентября в 12:43

Правила эффективного общения с подростками

Подростковый возраст полон противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется между крайностями, любит родителей и одновременно ненавидит их и т.д.

1. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний, как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя сложными и таинственными существами, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.

2. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Терпимо относитесь к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись вами.

3. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя так же, как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни взрослых, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается отход от родителей.

4. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка со взрослыми. Многоэтапной задачей взрослых является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.

5. Не акцентируйте слабые стороны подростка. При обнаружении другими его слабых сторон характера подросток чувствует боль.

6. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от Вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Взрослые должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.

7. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Взрослые, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые педагоги, родители излишне торопятся точно сообщить где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления с упрямством и злобой. Таким образом, иногда правда превращается в смертельное для отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.

8. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых взрослых, особенно родителей, невозможным.

9. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа: «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше, чем тебя…».

10. Не навешивайте ярлыков: «Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьётся». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают.

11. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение взрослых к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или отрытую возможность сделать выбор.

12. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».

Как помочь своему  ребенку адаптироваться

Некоторые родители, прочитав заголовок этой статьи, удивятся и даже возмутятся. Мол, что тут особенного, забрали документы из одной школы и отвезли в лицей! Дети – не взрослые, а значит, им будет легче адаптироваться в коллективе, проще найти новых друзей. Соответственно, и проблем с одноклассниками и успеваемостью быть не должно.

Адаптация бывает очень непростой, в течение которой  школьники болеют,  у них падает  успеваемость, ухудшаются  отношения с родителями. Некоторые тяжело переносят  смену учителей или расставание с лучшим другом, а кому-то не хватает  любимых кружков или спортивных секций. Все мы знаем, что тренер или педагог много значит не только для школьников, но и для взрослых. Ко всему мы привыкаем и прикипаем душой.

Вам когда-нибудь приходилось пересаживать комнатные растения? Думаю, что да. Приходит время - и любимой фиалке становится тесно в горшочке. Как же можно не улучшать условия для цветка, если он потом будет лучше расти, активнее цвести и больше радовать нас? Изменения мы ожидаем самые лучшие. Но бывает так, что предоставив безмолвному другу большее пространство, мы получаем обратный результат. Цветок останавливается в росте, прекращает цвести или вовсе увядает. Что-то где-то пошло не так. Что-то не понравилось растению. И мы не можем понять причину его недовольства. А теперь вернемся к школьным вопросам. Подросток при смене школы на лицей, как и растение, теряет свое привычное окружение: учителя, друзей, и даже школьную парту. А самое главное – он меняет положение в классе. Он становится «новичком», которому нужно время для завоевания авторитета. И у подростка, как и у недовольной фиалки в новом горшочке, может произойти «сбой программы». Ему надо настроиться на лучшее и легко пройти адаптацию.

Новая школа – это новые друзья, интересные кружки и спортивные секции, а значит – новые успехи, впечатления, эмоции. Пройдет немного времени, и школьная жизнь станет такой же насыщенной и интересной, а главное – посильной, не приносящей огорчений и психологического дискомфорта. Речь идет не об оценках в дневнике, а о душевном комфорте школьника в новом коллективе.

Конечно,  в лицее проводятся специальные мероприятия, помогающие десятиклассникам адаптироваться. Например, посвящение в лицеисты, коммуникативные тренинги, дни здоровья, походы. Эти мероприятия дают возможность окунуться в лицейскую  жизнь и лучше узнать одноклассников. Но ребенку необходима и ваша помощь!!!! Ребенок должен узнать от родителей о тонкостях перехода, о возможных трудностях, о способах их преодоления. Надо проявить чуткость и внимание по отношению к адаптации, и тогда она станет незаметной.

Чтобы адаптация прошла без трудностей, родители должны провести с ребенком серьезную работу. Вместе с психологической адаптацией в новом классе сыну или дочери придется привыкать к усиленной программе и серьезным занятиям дома. У школьника станет меньше свободного времени, может измениться распорядок дня. Глубокое образование и высокий статус учебного заведения должны соответствовать способностям школьника. В противном случае его силы быстро истощатся и перейдут в нервное напряжение, болезнь.

Подводя итог своим рассуждениям, я составила список способов, инструментов и хитростей, благодаря которым адаптация к лицею должна пройти легко и безболезненно.

  • Поделитесь с классным руководителем объективной информацией о вашем ребенке: о его сильных и слабых сторонах, об увлечениях, особенностях в общении;
  • Освободите ребенка на время адаптации от выполнения домашних обязанностей;
  • Не загружайте ребенка временно внешкольной жизнью – кружками, секциями; Настройте себя и школьника на позитивный лад;
  • Не жалейте ребенка, а оказывайте ему помощь;
  • Помогите подростку выработать режим дня,  что является одним из основных условий сохранения высокой работоспособности и, часто, — залогом успешности в обучении. Основу режима составляет правильное распределение времени. Это  важно, поскольку у учащихся лицея формируется так называемый динамический стереотип. Организм регулирует виды занятий, устанавливает баланс между трудом и отдыхом. Благодаря этому у лицеистов появляется ощущение времени, которое помогает работать в определенном ритме.
  • Доверяйте своему ребенку, не отмахивайтесь от его проблем; Не обсуждайте, а главное – не осуждайте в его присутствии старую школу и лицей, педагогов, школьную программу, если школьнику стало сложнее учиться;
  • Разрешите сыну или дочери пригласить новых одноклассников в гости, помогите им обрести друзей;
  • Находите время на обстоятельную беседу с ребенком. Пусть он рассказывает все, что происходит в новом классе;
  • Будьте для него другом, надеждой и опорой, уделяйте ему достаточно внимания, говорите чаще о своей любви к нему;
  • В случае необходимости обращайтесь к психологу. Детям труднее нас – взрослых – правильно оценивать свои возможности и принимать собственные ошибки. Помогите своим школьникам перейти в лицей, оставаясь самим собой, искренним и неповторимым ребенком!

Педагог-психолог  ГУО «Лицей г. Борисов»           О.П.Ковальчук

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.